Что читать детям

Малыш начинает понимать речь ещё до того, как учится говорить сам.

Легче всего он понимает слова о том, что сейчас видит.

Восприятие рассказа — более сложное умение. Этому малыша надо учить — и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему.

Помогают в этом картинки. По мере того как малыш растёт, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, — но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему много.

Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени, если мало — на верхнюю.

1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1-2 до 3-4 лет)

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов.

Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают стихи по много раз. Когда малыш будет уже хорошо знать стихотворение, можно рассказывать его по очереди (по 1-2 строчки). Предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками.

Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов.

Малышам полезно читать и стихи о понятных им событиях, с крупными картинками, например, Агнии Барто. Ребенок может запоминать стихи и рассказывать их по много раз, совершенствуя произношение слов и, таким образом, развивая речь.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут «дорасти» до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 5-6 лет)

По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с волшебными сказками лучше отложить хотя бы лет до шести-семи.

Даже «Красная Шапочка» часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем — у них могут развиться страхи и кошмары. Так что, если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного — например, рассказы Носова, или повести Астрид Линдгрен.

Если вы много разговариваете и играете с ребенком и рано начали читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Любимые истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.

А начиная самостоятельное чтение, ребёнок возвращается к сказкам и рассказам этого раздела — они короткие и простые, с яркими картинками.

Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.

3. Более сложные истории,

интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11).

«Аленький цветочек», «Маугли» и «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — эти и многие другие книги, вполне доступны многим дошкольникам. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст.

Переходить к книгам этой группы до школы стоит лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами.

Примерный список книг для детей

————————————-

До 3 лет

1. Карточки Домана (С крупными картинками)

2.Фотографии знакомых людей, членов семьи.

3. Любые книги для малышей с 1 года с крупными реалистичными картинками.

4. Е. Благинина. Стихи.

5. С. Михалков . Дядя Степа.

6. А Барто. Погремушка. Настенька. Младший брат.

7. В. Степанов. Учебник для малышей: Животный мир земли, Животный мир России, Родная природа.

8. Д. Дональдсон. А. Шеффлер. Хочу к маме.

9. Сборник для самых маленьких. Я расту.

10. О.Стази. Жил был Сережа. Книга 1.

С 3 до 5-6 лет

1. В. Сутеев. Сказки. Времена года. Веселые картинки. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка.

2. Е. Агинская. Приключения бельчонка.

3. Вестли А.-К. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик.

4. А. Барто. Игрушки. Вовка- Добрая душа.

5. С. Маршак. Детски в клетке. Кто стучится в дверь ко мне?

6. Р.Макклоски. Дорогу утятам!

7. С. Михалков. Сборник Настоящие друзья. Фома. Рисунок. Мой щенок. И другие стихи.

8. С.Образцов. Маленькие рассказы о животных.

9. О.Стази. Жил был Сережа, книга2, книга 3.

10. А. Усачев. Жили были ёжики.

11. Гайдар А. Чук и Гек.

12. Александрова Г. Домовёнок Кузька.

13. Джилл Томлинсон. Пингвин, который хотел все знать.

Горилла, которая хотела повзрослеть.

14. В. Катаев. Цветик-Семицветик.

15. Е. Чарушин. Про больших и маленьких. Про Никитку.

16. Николай Носов. Живая шляпа.

17. Энциклопедия для детей. Пешком в историю. «Мы живем в каменном веке».

18. Ян Экхольм. Тутта Карлссон Первая и единственная Людвиг Четырнадцатый и другие.

19. Г. Остер. 38 попугаев.

20. Е. Благинина. Сказки.

21. Серия Познаем мир вокруг нас. Приключения бельчонка. Приключения зайчонка. Приключения олененка. Приключения лисенка. Приключения слоненка.

22. В. Осеева. Волшебное слово.

23. Э. Шим. Приключения зайца.

24. В. Бианки. Чей нос лучше.

25. И.Румянцева, И.Баллод. Про маленького поросенка Плюха.

26. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

С 5 лет и в начальной школе.

1. Детские энциклопедии на разные темы.

2. Драгунский В. Денискины рассказы

3. К.Г. Паустовский. Рассказы 1-4 класс.

4. Носов Н. Н Приключения Незнайки и его друзей.

5. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

6. Носов Н. Незнайка на Луне.

7. Серия Пешком в историю. Мы живем в эпоху Петра первого. Мы живем в древнем Египте.

8. Э. Успенский. Каникулы в Простоквашино.

9. Успенский Э. Вниз по волшебной реке.

10. Успенский Э. Школа клоунов.

11. Пройслер О. Маленькая баба-яга.

12. Мякеля Х. Успенский Э. Дядюшка АУ.

13. Михалков С. Праздник непослушания.

14. Волков А. «Волшебник Изумрудного города».

15. Каверин В. Сказки.

16. Линдгрен А. Малыш и карлсон.

17. Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок.

18. Андерсен Г. Сказки.

19. Шварц Е. Сказка о потерянном времени.

20. Прокофьева С. Лоскутик и облачко.

21. Бажов. Сказки.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *