Ребенок начинает читать.

чтение по монтессориВ пять лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому его ведет логика речевого развития.

А как мы привыкли УЧИТЬСЯ читать и писать?

  • в школе,
  • дома с мамой или папой,
  • заставляли, учили;
  • по азбуке, карточкам.

Изредка кто ответит: «Я захотел этого сам! Да, сам, потому что мне это интересно!»

Как правило, наше первое знакомство с чтением и книгой происходит в одном из трех первых вариантов. Но давайте подумаем, а логично ли это? Правильно ли выстроен сам процесс этого обучения чтению?

Когда мы становимся взрослыми, то сами решаем, что и когда нам делать и, как правило, все начинается со слов — хочу, интересно, а не с фразы — не люблю, но надо. И действительно, дело, к которому мы испытываем интерес, дается нам легко, быстрее запоминается процесс и материал, при этом не пропадают настроение и желание что-либо познавать.

Но если это касается наших детей, мы почему-то забываем об этой аксиоме и начинаем их учить, внушать — надо учить, заставляем, просим, наказываем. Какие методы мы только не используем, проходя этот этап обучения наших деток – чтение! Конечно, это относится не ко всем нам, однако, к большей части родителей.

Наше воспитание «нас так учили и ничего – научили», сказывается на нашем поведении в этом процессе.

Но ведь ребенок не знает слова надо и не понимает его по своей природе. Но мы пытаемся идти этому наперекор и все-таки научить.

Милые, дорогие родители, не нужно торопить ребенка что-то осваивать и чему-то учиться! Ведь, именно поэтому многие дети попросту ненавидят слова связанные с учебой.

Наша задача создать атмосферу, пространство жизни для занятий ребенка, чтобы его заинтересовать и ему САМОМУ ЗАХОТЕЛОСЬ ЧИТАТЬ!

Именно с чтения я начала эту статью, лишь потому, что мы привыкли, что сначала мы читаем, а потом пишем. Да, мы привыкли, но для ребенка это все новое. Наш мозг устроен так, что сам процесс чтения куда сложнее для человека, чем процесс письма. Знаете, как мы в Волшебной школе заинтересовываем наших деток писать и читать? На наш взгляд, гораздо проще и интереснее научиться писать буквы и узнавать их, нежели потом соединять их в склады и слоги.

Сначала ребенка нужно подготовить к письму, расширением словарного запаса. Затем подготовить его глаза и слух к буквам, разъяснив ему, что они имеют разную форму, и значение этих форм, чтобы он мог их различать.

Язык не должен нести запретов, он должен состоять из возможностей!

Ребенок должен захотеть научиться читать, чтобы он стал этому учиться Сам.

Процесс письма – это выражение собственных мыслей особым образом, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще понимание мыслей других людей, которые стоят за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли. Наша задача сделать так, чтобы дети полюбили читать, чтобы их завораживал этот процесс. Однако общение с книгой требует только одного — не спешить! Поэтому, на занятиях мы сначала обводим буквы, узнаем их, слышим, говорим, поем их, затем пишем их на манке, стекле, снеге, любой интересной поверхности для ребенка. А только затем мы переносим их на бумагу. И конечно же ребенку становится очень интересно Самому прочесть то, что у него получается!!! Метод Марии Монтессори!!!

Процесс открытия чтения для ребенка — открытия этого чтения им самим — огромное открытие для него — просто колоссальное. Понимать смысл прочитанного им самим ребенок может с 4.5 лет.

До этого возраста слово — для ребенка, как единица смысла, они не разделяют слова на отдельные, они у них все вместе и несут общий смысл услышанного.

Пик разгара чтения и письма 4-5-6 лет, после 6-ти лет период заканчивается и детям становится это неинтересно и конечно же именно тогда они и идут в школу.

Хочется рассказать вам пример из Детского сада — Монтессори:

Мальчика Митю 5ти лет приводят в детский сад, работающий по системе Монтессори (лучше всего ребенка знакомить с методикой М. Монтессори до 2.5лет, т.к. до этого возраста у ребенка начинаются и проходят пик почти все сензитивные периоды развития). Родители очень просили принять Митю, т.к. скоро ему в школу, а он наотрез отказывается учиться читать и писать, как только ему говоришь слово Учиться — у Мити сразу же протест. Ну не хочет Митя читать и все тут.

Приняв его в группу, педагоги стали внимательно наблюдать за интересами мальчика. Митя любил готовить шарлотку и каждый день приходил в группу с яблоками, яйцами, мукой и готовил шарлотку на всю группу. Ему очень нравился этот процесс. Время шло, а Митя не прекращал готовить нам шарлотку, при этом, не проявив желания читать. Педагоги перепробовали много способов заинтересовать мальчика к данному процессу, но процесс «шарлотки» Мите нравился больше)).

Перепробовав многое, мы решили пойти другим путем. Как то, педагог спросил у Мити: «А кем ты хочешь стать?» «Поваром» — отвечает Митя. «А давай, тогда мы с тобою будем делиться рецептам, я тебе свои, а ты мне свои?» Митя согласился. «А ты знаешь Митя, как пишется слово Повар?» «Нет!» — ответил мальчик. И педагог решила показать ему по буквам как составить это слово. А затем они вместе его прочли по слогам.

Митя был очень рад, что теперь знает, как пишется его любимое слово))).

Тут пришел на кухню Степа 4,5лет, увидев слово повар, он его читает вслух «ПО-ВА-Р», «Повар, а кто у нас повар?». И тут лицо Мити изменилось удивлением, почти до неузнаваемости. Он повернулся к Степе и спросил «А откуда ты взял это слово?»

Степа говорит «Так вот же оно написано». Митя – «Ну я то знаю, что оно написано, это я его написал, но я то это знаю, а ты как это узнал, что это Повар?» Степа ответил: «Как, как?! Я его прочитал по слогам, вот так — ПО-ВА-Р!».

Митя остолбенел, он совершенно не ожидал такого поворота событий, ведь это заветное слово знал только Он! Митя сказал Степе «Как это? Покажи мне!», и Степа подвел Митю и показал, как он это сделал. Тут у Мити, что то произошло в его голове, какой переворот всей его жизни, весь его вид говорил об этом. Он понял, что еще можно и читать и узнавать!!! Ого, как здорово! И он остолбеневший от этого открытия, попросил Степу показать ему, что еще можно так прочесть и Степа пошел показывать ему что. Нужно ли говорить, что в этот день шарлотку они ели последний раз, т.к. Митя хотел писать все, читать все и просто вихрем начал осваивать, как это делать и глотать, глотать знания которыми делились с ними дети и педагоги.

Вот оно — Открытие века! Для ребенка это открытие – «я могу узнать, прочитав это сам!»

Так приходит любовь к чтению, но только так!!!

Источник: http://www.schoolmagic.ru/


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *